<div>
О ситуации на рынке замороженной плодоовощной продукции мы беседуем с генеральным директором компании «Скайс» Анатолием Сорокиным. <br>
<b>- Анатолий, как сегодня изменился российский рынок замороженных овощей и фруктов?</b> <br>
- Ситуация на российском рынке замороженной плодоовощной продукции сегодня достаточно сложная.<br>
</div>
<br>
О ситуации на рынке замороженной плодоовощной продукции мы беседуем с генеральным директором компании «Скайс» Анатолием Сорокиным.
- Анатолий, как сегодня изменился российский рынок замороженных овощей и фруктов?
- Ситуация на российском рынке замороженной плодоовощной продукции сегодня достаточно сложная. С одной стороны, идет снижение спроса на замороженную продукцию, сокращение потребления, с другой – растет конкуренция. Полки магазинов все больше заполняет весовая продукция. Если раньше эта продукция использовалась в основном для переработки, то сегодня она широко представлена в рознице. Многие крупные сети даже сами фасуют ее в простые полиэтиленовые пакеты. Естественно, она дешевле брендированной продукции и лучше воспринимается покупателями. Это открывает доступ к рынку и новым продавцам. Как правило, все дистрибьюторы замороженной продукции имеют собственные холодильные склады. Диверсифицируя свой бизнес, они начинают торговать замороженными овощами и фруктами.
- По внешнему виду весовой продукции или упаковкам «no name» трудно понять, где и кем она производится. Это российская или импортная продукция?
- Есть как импортная, так и наша российская. Здесь ситуация такая, что наиболее потребляемые овощные культуры: цветную капусту, фасоль, брокколи и шампиньоны – пока достаточно сложно производить в России. Еще не наработана практика, не создана структура и не разработаны со- рта, которые можно не только выращивать, но и эффективно замораживать и хранить. Поэтому проблемы пока есть. Приходится использовать импорт. Импортное сырье поступает в основном из Китая, Македонии, Сербии. Все, кто производит замороженные овощи, стремятся выйти на российский рынок и предложить свою продукцию. И это серьезно отразилось на уровне оптовых цен, которые по сравнению с началом 2016 г. упали на 10–20%, несмотря на продолжающуюся инфляцию и общий рост цен на продукты питания. У нас в сегменте оптового бизнеса цены очень серьезно снизились, что привело к сокращению оборота в компании. Конечно, в этой ситуации мы стремимся развивать производство замороженных овощей из местного сырья. Российские производители и местная продукция нас поддерживают.
- Вы имеете в виду свое предприятие в Астраханской области? Как идет его развитие?
- Здесь такая ситуация, что наиболее популярные продукты: цветная капуста, фасоль и брокколи, к сожалению, в Астраханской области не выращиваются в нужных объемах. Сказываются климатические условия, не отработана агротехнология их выращивания. Более благоприятные географические условия для этих культур в Белгородской области и Краснодарском крае. Эти овощи не только сложны в выращивании, но и их замораживание требует специальных знаний и опыта. Чтобы цветная капуста в процессе хранения не темнела, необходимы бланширование и рецептурная обработка. Также необходимы специальные сорта, позволяющие замораживать и хранить эту продукцию. Мы пока только начинаем развивать у себя замораживание этих культур, делаем пробные партии, изучаем технологии. В Астраханской области хорошо выращиваются такие культуры, как томаты, перец, кабачок. С ними проблем нет, и объемы их произ- водства растут. Но, к сожалению, объемы продаж такой продукции несколько меньше и именно в рознице.
- Продукция компании «Скайс» представлена по всей России. От личается ли ассортимент реализуемой продукции в зависимости от региона?
- Предпочтения по ассортименту замороженных овощей и ягод у жителей разных регионов отличаются. Например, казалось бы, что в таких регионах, как Якутия, Север, где свежих овощей практически нет, должен быть хороший спрос на за мороженные овощи. Но сложилось так, что они лучше покупают ягоды. А вот жители южных регионов отдают предпочтение замороженным овощам. Видимо, они достаточно много ягод и фруктов потребляют за сезон в свежем виде. Конечно, и овощи – те же кабачки и баклажаны – они сами выращивают и замораживают. Но ближе к январю, когда собственные запасы кончаются, растет спрос на готовую продукцию. За те 20 лет, что замороженные овощи и фрукты присутствуют на российском рынке, сложилась определенная культура их потребления. Покупатели медленно меняют свои предпочтения. Есть стереотипы, и их очень труд- но изменить. Торговые сети, которые берут на реализацию нашу продукцию, по-прежнему считают, что цветная капуста, фасоль и брокколи – наиболее продаваемые позиции. Но сегодня из-за высокой цены их продажи падают. Предлагаем заменить их на кабачки, баклажаны. Это более привычные продукты, особенно для южных регионов, чем цветная капуста. Причем там, где эта продукция представлена, она хорошо продается. Но убедить сети изменить ассортимент очень сложно.
Оригинал статьи в журнале Мир Мороженого и Быстрозамороженных продуктов №2/2017