Замороженные овощи – один из наиболее быстро развивающихся сегментов рынка замороженной продукции. Темп жизни в современных мегаполисах увеличивается год за годом, оставляя тем самым все меньше времени людям для общения с родными и близкими, отдыха и приготовления пищи! Замороженные овощи дают возможность серьезно экономить это драгоценное время. Плюс к этому еще одним фактором развития рынка является все более и более плотно входящая в умы людей идея здорового образа жизни и питания. А в этой области замороженные овощи зарекомендовали себя как нельзя лучше! Согласно многочисленным исследованиям, они отлично сохраняют витамины и питательную ценность даже при продолжительном хранении. Особенно это актуально в зимний период, когда в свежих овощах и фруктах, привезенных к нам из отдаленных мест, витаминов и питательных веществ практически не остается из-за слишком длительной транспортировки.
На данный момент рынок разделили польские, китайские и российские производители. Несколько лет назад основную долю рынка замороженных овощей занимали зарубежные производители, но потом, поняв хорошие перспективы этого сегмента, активную экспансию начали российские производители замороженных продуктов.
Даже экономический кризис 2008 года не сильно испортил положительный настрой рынка. Конечно, многие компании понесли потери, местами серьезные, так как многие люди в условиях уменьшения доходов отказывались от покупки товаров не первой необходимости. Тогда же было отмечено смещение спроса от ценовых сегментов «средний +» и «средний» в сторону «средний минус» и «эконом». Но в целом рынок замороженных ягод и овощей устоял, сокращение продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом составило около 3%. Он бы и дальше активно развивался, если бы не засуха 2010 года, накрывшая почти весь СНГ и приведшая к дефициту сырья, следствием которой было значительное повышение цен. Само собой эта засуха в первую очередь сказалась негативно на отечественных производителях, которым пришлось закупать сырье в Польше, Китае и Сербии. Сельское хозяйство в РФ до засухи и так находилось в плачевном состоянии, а после нее и подавно. Из-за погодных условий и роста цен на топливо отечественная заморозка получается дороже, чем импортная. Да и качество отечественных замороженных овощей и ягод оставляет желать лучшего. Таким образом, если до 2010 года процент иностранных игроков на рынке падал, то сегодня он опять увеличивается. Помимо проблем с сырьем еще одним фактором, сильно влияющим на рынок замороженных овощей и ягод, является жесткая конкуренция. В настоящее время крупные игроки выделяют большие деньги на развитие, а некоторые и откровенно демпингуют.
Но, несмотря на все сложности, рынок замороженных овощей продолжает интенсивно развиваться. Это подтверждается увеличением разнообразия продукции. Все компании, которые заинтересованы в росте, ищут новые идеи для ассортимента своих торговых марок, выпускают новые смеси. Например, ассортимент ТМ «Кулинарный Туризм», принадлежащей компании «Скайс», аналога которому нет ни в одной другой марке. Здесь нашла свое отражение идея, что в последнее время все больше и больше россиян совершает туристические поездки в различные страны мира. Самые популярные из них – это Турция, Греция, Испания, Италия, Франция. Ассортимент данной ТМ позволит напомнить тем, кто выезжал, и рассказать тем, кто собирается выехать в ту или иную страну, какие блюда они употребляли или могли бы употреблять во время своей туристической поездки. Помимо эксклюзивных смесей компания «Скайс» предлагает новые идеи для бизнеса. Например, сбалансированный портфель торговых марок, который позволит удовлетворить потребности всех ценовых сегментов, следовательно, расширить круг покупателей и больше зарабатывать!
Кроме этого производители стараются разнообразить и сделать более привлекательной упаковку своей продукции. Самый популярный вес упаковки – 400 грамм, иногда встречаются 450 грамм, 900 грамм, 1 и 2 килограмма. В последние годы широкое распространение получили реализуемые на развес замороженные овощи. Они стали популярны благодаря тому, что покупатель имеет возможность видеть, что он покупает. В 2012 году компания «Скайс» представила еще один вид упаковки – прозрачные пакеты весом 300, 500, 800 грамм и 1 килограмм. Такая упаковка сочетает в себе плюсы весового и брендированного товара, ведь покупатель может визуально оценить, что он покупает, при этом не беспокоясь за гигиеническую чистоту продукта, да еще и по цене ниже, чем закрытые красочные упаковки. Благодаря всем этим факторам замороженные овощи, упакованные таким образом, получают все большее распространение.
Прогнозы развития рынка вполне оптимистичны, по оценкам, в 2013-2016 гг продажи замороженных овощей и ягод будут расти в среднем на 8% в год*. На данный момент в крупных городах страны наблюдается насыщение рынка, поэтому дальнейшее увеличение объемов рынка замороженных овощей и фруктов будет происходить за счет регионов.
*по оценкам BusinesStat